novoevmire.biz
Образование

Итоговое сочинение — Честь и бесчестие (примеры сочинений)


В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», — который является частью русской пословицы.


сь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.


Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

TEXT.RU - 92.06% Наша группа Вконтакте

  1. Главная
  2. Сочинения
  3. Сочинения на свободные темы
  4. Сочинение на тему «Честь и бесчестие»

Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» — гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».

Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством. Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок. И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.

В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю. Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены. И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.


Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».

Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей. В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы. Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.

Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.

И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — говорит о нем Петр Гринев.

В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.


Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь редко идет вместе с высокопарными речами. Не обязательно выставлять напоказ свои хорошие поступки, чтобы быть благородным человеком. Честь не требует благодарности и признания. Люди, у которых это качество на первом месте, помогают просто так, ничего не ожидая взамен. По – настоящему благородный человек не обращает внимания на общественное мнение, а живет по законам и совести. Для него это выше всего. Хотя, конечно, оскорбление чести не оставляли без ответа: раньше конфликты, связанные с унижением достоинства, разрешались дуэлью. И здесь уже некоторый вес имело и общественное мнение, но это было в прошлом и чаще случалось с молодыми, порывистыми людьми.

Очень тонкими и романтичными натурами. Люди старше и опытнее, или просто обладающие холодным и расчетливым умом редко попадали в подобные ситуации, так как руководствовались мудростью прожитых лет, а утверждавшееся в некоторых душах разочарование обществом заставляло их все меньше считаться с мнением окружающих. Конечно, если они получали вызов, то, как личности благородные, были обязаны его принять, иначе за ними закрепились бы звания трусов и подлецов, но самому поединку ни один человек не предавал никакого значения. Все это касается личной чести, а вот когда было задето достоинство более слабого, женщины, родных, оно защищалось ими до последней капли крови. Но, как уже сказано, это все в прошлом. А что же настоящее? Дуэли уже давно ушли из жизни, принципиальных и правдивых людей становится все меньше. Какое же место у чести в нынешнем обществе? Пожалуй, благородство и теперь имеет важное значение, хоть его и нелегко разглядеть за множеством масок. Правда, может и не всегда, но торжествует. Еще защищают слабых, даже во вред себе. И по сей день смотрят не только на слова человека, но и на его дела. И остаются те, кто следует важному правилу, высказанному древнегреческим философом Теофрастом: «Ни тщеславием, ни красотою одежд или коней, ни украшением не добывай себе чести, но мужеством и мудростью».


А что же бесчестие? Это полная противоположность всему благородному. К сожалению, людей с нечистыми помыслами было много во все времена. Сладки речи бесчестия, легко оно затягивает в свои сети. У него много лиц, но главные — ложь и предательство. Бесчестный человек не может быть правдивым. Его всегда сопровождает обман. Бесчестные люди никогда не помогут просто так, без выгоды для себя. Они не держат свои обещания. Верность слову, идеалам ничего для них не значит. Бывает так, что бесчестные люди пытаются показаться принципиальными и благородными. Они говорят красивые речи, создают видимость хороших поступков, а сами при первой же возможности нарушают все слова и обеты. Такие личности по сути своей трусливы и ничтожны. Но большое количество их опасно. Бесчестие словно чума, с которой нужно бороться.

О чести написано множество книг. Немало великих авторов занимал этот вопрос. Кто только не писал о нем! Это одна из самых многочисленных и важных тем в литературе. Вопрос чести занимал людей во все времена.


Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» произведение о чести и благородстве. Многие герои живые воплощения этих качеств, но есть и те, которым они чужды. Петр Гринев — молодой офицер, приехавший служить в Белогорскую крепость. Он на протяжении всего произведения рос духовно и совершал благородные поступки. Гринев, несмотря на запрет, вызвал Швабрина на дуэль, защищая честь Маши Мироновой. Юноша не дрогнул, когда в крепость пришел Пугачев. Гринев отказался перейти на его сторону, невзирая на щедрые предложения высоких должностей. Недаром отец юноши говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду». Гринев следовал этому завету стоически и неукоснительно.

Антагонистом ему выступает Швабрин. Он самолюбив и эгоистичен. Этот человек распускал лживые слухи о Маше Мироновой только потому, что не смог добиться ее любви. А потом удерживал девушку в плену, вынуждая стать его женой. Швабрин при взятии крепости перешел на сторону Пугачева и всячески перед ним пресмыкался. Нарушив присягу, герой придает честь офицера и показывает свое малодушие и не способность быть верным однажды данному слову.

Поэма А.С Пушкина поднимает проблему чести в эпизодах, связанных с дуэлью. Ленский, по горячности своей, вызывает Онегина на поединок, оскорбившись поведением Евгения на балу. Отказаться главный герой не может. Дуэль состоялась — финал трагичен. Онегин поступает, конечно, бесчестно по отношению к другу, но все же делает это не намеренно, а случайно, и сильно корит себя. Возможно, будь Ленский менее пылким, трагедии можно было бы избежать.


В качестве еще одного примера предлагаю роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, главный персонаж, индивидуалист, получающий удовольствие от игры на чувствах других, но, несмотря на это по-своему честен. Он, зная, что навязываемая ему дуэль изначально проигрышная, все рано принял ее, защищая честь княжны Мэри. Печорин дает Грушницкому возможность отказаться от своих слов и прекратить поединок, но тот оказывается слишком слаб и ничтожен для того, чтобы признаться в обмане и принять поражение.

Итак, честь имеет большое значение. Это благородство человека и его нравственные устои. Без честных людей общество не может существовать. Они его опора и поддержка. Только с их помощью общество может процветать. Поэтому очень важно, чтобы всегда были люди, которые имеют моральный кодекс, живут по совести и этим делают мир лучше.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку


Еще по теме