novoevmire.biz
Общество

Вначале была картина


Пришла грустная весть — умер Николай Иванович Касаткин (1932-2019), замечательный художник, один из мастеров, переосмысливавший формы традиционной живописи, прежде всего жанр пейзажа, включая его в контекст поисков искусства ХХ века.
Николай Касаткин на открытии его выставки в Третьяковской галерее. 2015 год. Фото: Сергей Михеев/ РГ

25 декабря в Нижегородском Арсенале (ГСЦИ) откроется его большая персональная выставка, увы, посмертная.

Нет, он не был обделен ни выставками, ни вниманием. Работы Николая Касаткина по праву вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Зиммерли-музея (Университет Ратгерс, Нью-Брансуик, США), Московского музея современного искусства, региональных художественных музеев, украсили крупные частные коллекции в России и за рубежом.


Важнейшие персональные выставки Николая Касаткина проходили в Перми в Музее ПЕРММ (2019), в Красноярске в Музейном центре «Площадь Мира» (2018-2019), в Государственной Третьяковской галерее (2015), ЦВЗ «Манеж»(2015), в московской галерее pop/off/art…

Как и его друзья юности Эрик Булатов, Олег Васильев, Касаткин входил в круг художников, которые в своих исканиях во многом шли по стопам Роберта Фалька и Владимира Фаворского. Он продолжал работать с пространством станковой картины в век, в который, кажется, более всего была востребована хроника ее объявленной смерти.

Относительно недавняя персональная выставка Касаткина «Двойная картина» в Третьяковской галерее впечатляла филигранной умной работой сразу с несколькими живописными традициями: классической европейской картины, русского лирического пейзажа, опыта Магритта… Обнажая остов видения, Касаткин подчеркивает условность «естественного» взгляда, закрытое пространство «настоящей» реальности. Взгляд художника, как и зрителя, всегда опосредован — опытом, штампами, ожиданиями публики, словом, разнообразными кодами культурных традиций. Но мир за пределами «камеры обскуры» или за пределами пещеры Платона художником не подвергается сомнению. Правда, он остается тайной. История превращения картины в письмо, пространства — в плоскость послания открывала еще один сюжет — потенциальной возможности сохранить эффект «натуральной магии», волшебства открытия неведомого благодаря «умственному» постижению чувственного мира. Николаю Касаткину, кажется, удавалось соблюсти баланс между этими противоположностями.


На протяжении многих лет Касаткин преподавал в Заочном народном университете искусств, как и Михаил Рогинский, Борис Турецкий, Иван Чуйков, Андрей Гросицкий и другие замечательные художники «неофициального круга» советских времен. В эти же годы он создавал собственную изобразительную систему в искусстве, в которой традиционные жанры искусства перекодировались и получали новое осмысление. Найденный им принцип «картина в картине» стал, пожалуй, наиболее узнаваемым методом художника. Николай Иванович работал до последних дней своей жизни. Свою последнюю картину, которую он называл «Начало», Касаткин закончил в декабре 2018 года.

источник: rg.ru


Еще по теме