novoevmire.biz
Другое

Почему 18 век называют эпохой просвещения? — Полезная информация для всех

20-11-2016

Почему 18 век называют эпохой просвещения?

  • XVIII век называют ‘Эпохой Просвещения’ потому, что именно тогда произошло кардинальное изменение научных, философских и общественных мыслей. Философы и просветители отказывались от религиозного восприятия мира и обратились к разуму, как к более правильному критерию познания окружающей действительности. В данный период было сделано очень много научных открытий, изобретений. Выдвигались самые различные теории и взгляды на мировой порядок и общество. Впервые были выдвинуты идеи, которые в дальнейшем вылились в борьбу за права человека.

  • Именно в 18 веке в истории человечества произошл культурный и научный сдвиг. Не так как раньше это происходило — где-то, кто-то, что-то придумал и эти идеи не получали широкого распространения, а вот именно в 18 веке, когда более-менее наладилось транспортное сообщение и по следам научной революции, начавшийся в Англии ещ в 17 веке всю Европу охватило движение к образованию. Начались появляться новые люди с большим потенциалом, писались научные и философские труды в больших количествах, поэтому и век этот назвали ‘Эпохой просвещения’, т.е. просвещения масс людей в области философии и науки…

  • В это время произошло ослабление религиозного воздействия на людей и это послужило толчком к развитию ряда европейских стран, произошло много открытий, развитие философии и переосмысливание мирровозрения у общества. До этого в силу слишком большой власти у церкви такой прогресс был невозможен, пример тому Коперник, которого чуть не сожгли за утверждение, что земля крутится. Сейчас это известный факт, но тогда представители церкви, увидели в этих словах признаки ереси и вообще сами были первыми грешниками на земле. Поскольку позволяли себе от имени Бога продавать индульгенции, что есть большой грех и наложило грязную тень на них самих.

  • 18 век, это век, когда впервые начали использовать достижения науки в практической области, на благо общества, религия стала отходить немного на задний план. В разных странах стали появляться энциклопедии, великие труды, например 35-ти томная энциклопедия Дидро. В науку, учебу впервые допустили женщин. Жизнь стала стремительно меняться.

  • Нужно сказать, что термин Эпоха Просвещения был введен в обращение авторами того времени. Они были убеждены, что их поколению выпала великая миссия — переход из затянувшегося периода тьмы и невежества в другую эпоху — эпоху научных свершений и нового, уважительного отношения к человеку. Идеалы Эпохи Просвещения основаны на вере в человеческий разум, в научно-технический процесс, которые, в свою очередь, способны изменить общество, сделать его более терпимым и образованным, становится возможной критика церковных устоев. Большое внимание уделяется внутреннему, духовному развитию человека. Самые знаменитые деятели того времени — Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье, в России, без сомнения, — Екатерина II.

  • Называя 18 век ‘Эпохой просвещения’, ученые хотят отметить тот момент в развитии человечества, когда были заложены основы некоторых философских течений, которые предлагали переосмыслить существующие традиции и порядки в обществе. Развитие печати позволило привлечь внимание к этим трудам большую аудиторию читателей и соответственно новые мысли ‘пошли’ по Европе.

  • Эпоха Просвещения сыграла главную, ключевую роль в истории развития, в основном европейской культуры, философской мысли, от религиозного подхода к свободомыслию, рационализму и разуму. Именно в это время, начала быстро развиваться наука и меняться устаревшие понятия об окружающем мире.

  • 18 век в истории получил название эпоха Просвещения, потому что именно в 18 веке научные знания, которыми обладали и которые были доступны только ограниченному кругу людей распространился извне. Эти знания вышли за пределы университетов в светские салоны, например, Парижа и Лондона, где это становится предметом для дискуссий. Литераторы начинают популярно излагать последние достижения философии и науки.

    Наиболее образованные и прогрессивно настроенные философы, писатели, художники начинают критиковать существующий строй, церковь и феодальные порядки. Эти прогрессивные деятели считали, что главным средством совершенствования общества является просвещение широких масс.

    Пафосом эпохи Просвещения становится уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе различных наук, которые создают условия для экономического и социального процветания.

  • 18 век стал для России ‘Веком Просвящения’, потому что распространялись научные знания. Развивались многие науки. Произошло множество открытий, были созданы специальные экспедиции, с помощью которых Россия продвинулась по пути к мировой державе. Люди переосмысливали мировозрение и понимали, что человек имеет высший разум во вселенной. Произошел научный и культурный сдвиг, раньше всему этому мешала огромная власть церкви, но теперь она сдвинулась на задний план. В науку в-первые пропустили женщин. У людей менялись устаревшие понятия об окружающем мире. Издавались книги. Создавались образовательные учереждения, больницы, обсерватории. Люди хотели учиться, им ничего не мешало.

  • Касаемо России. Потому что время правления Екатерины Второй, вторая половина века 1762 год начало ее правления, сблизила Россию и Европу.

    Екатерина Вторая была образованной женщиной, своей задачей она поставила просвещение нации, которой собралась управлять.

    В 18-ом веке произошел большой скачок интеллектуального развития, религиозное понимание мира уходит постепенно с главенствующих позиций и в умах зреет понимание мира материального. Это касается не только России, но и всей Европы.



1. Почему XVIII столетие называют веком Просвещения? Какое значение в его истории имели искусство, литература, философия?

Именно в XVIII столетии жили и творили самые известные философы эпохи Просвещения. Их идеи изменили мировоззрение европейцев в целом, многие современные представления берут начало именно из этой эпохи. Главное, их идеи были восприняты уже современниками. Именно под их влиянием появился просвещённый абсолютизм. Шли даже войны, которые современники назвали Вольтеровскими. Так что просветители влияли тем или иным образом на многие определяющие для Европы тенденции, потому этот век и назвали веком Просвещения.

2. Каковы основные идеи просветителей? Что, по вашему мнению, в их учениях выдержало проверку временем, что — нет?

Основные идеи:

(a) в мире всё можно понять человеческим разумом (рационализм);

(b) человеческое общество можно обустроить разумно на принципах, из которых самыми важными были:

i. «естественное право» – совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества;

ii. общественный договор – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми, подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права;

iii. разделение властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной;

(c) старые порядки, не основанные на разумных началах подлежат искоренению;

(d) к старым порядкам относилась и большая часть учения церкви, которое просветители считали суевериями, потому призывали к секуляризации.

Особенно актуальны и сегодня идеи переустройства общества. На разработанных Просвещением принципах строится (или декларирует, что строиться) государственный строй почти всех современных государств.

3. Какое значение имела идеология Просвещения для становления индустриального общества?

На идеологии Просвещения основывались деятели Великой французской и последующих революций в разных странах. Эти революции способствовали построению индустриальных обществ.

4. Что такое либерализм? Какие идеи и учения развивали его представители в XIX в.?

Либерализм – это идеология и политическое направление, основанное на идеях А. Смита и Д. Рикардо, представители которого пропагандировали следующее:

(a) собственник имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, если это не нарушает прав других лиц;

(b) государство не должно участвовать в экономической жизни, лишь поддерживать общественный порядок и защищать собственность;

(c) экономика регулирует сама себя по собственным законам;

(d) основой экономического процветания являются свободный договор, свободная торговля и свободная конкуренция.

5. Что такое консерватизм? Какие идеи и учения развивали его представители?

Консерватизм – это идеология и политическое направление, которое противостояло революционным настроениям и радикальным преобразованиям. Это не значит, что консерваторы XIX века не принимали никаких преобразований, некоторые они инициировали сами (например, в Великобритании), но они выступали за постепенность реформ, лишь за изменения, которые считали необходимыми, против прогресса ради прогресса.

6. Какие идеи и учения называли в XIX в. социалистическими?

Социалистические идеи XIX века:

(a) идеи Сен-Симона предполагали обязательность и всеобщность труда, с распределением обязанностей «по способностям»;

(b) Ш. Фурье мечтал об идеальном обществе («фаланге») в котором организация труда, распределение его плодов, образ жизни были бы подчинены общей идее гармонии;

(c) от Р. Оуэна исходило предложение об общности и труда, и имущества;

(d) П.-Ж. Прудон писал о федерации общин, построенных на принципах человечности, добра и справедливости.

7. В чем состояли особенности взглядов социалистов утопистов?

Социалисты-утописты стремились выработать модель, которая позволила бы обеспечить равенство, но не задумывались об осуществимости своих проектов на практике.

8. Какое значение в идеологии XIX в. имело учение К Маркса? Каковы его основные положения?

Влияние марксизма в XIX веке не было значительным, организованный его лидерами I интернационал не имел большого влияния. Марксизм предполагал следующие меры:

(a) ликвидация частной собственности;

(b) передача производства в руки общества;

(c) достичь этого может борьба пролетариата против буржуазии;

(d) победа пролетариата должна привести к диктатуре этого класса – переходной стадии к идеальному обществу.

9. Расскажите о национальных движениях и идеология? в XIX в. Каковы их особенности и формы?

Национальные движения основывались на идее Просвещения о праве каждого народа на самоопределение. Оно принимало следующие формы:

(a) некоторые движения ратовали за объединение в единую страну нескольких государств, населённых по мысли этих деятелей одной нацией (Германия, Италия);

(b) другие стремились выделить из многонационального государства отдельное государство для определённой нации;

(c) также за самоопределение боролись и некоторые народы в государствах с одним преобладающим этносом.

Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?

Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, известное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднозначные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздействия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пресловутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могут простить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в отношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет преувеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просветительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения. Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции {конец XVIII в.), отличающийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроении, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая более или менее осознанные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различиях между ними, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привести к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наиболее отчетливо проявилось сознание необходимости социальных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования. Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление систематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и ДАламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить технологические представления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и другие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представительства и прямого народоправства. Появилось понятие исторической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов. Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдвиги в общественном отношении к религии. Получил распространение деизм. Многие просветители разоблачали нелепости и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критиковали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости. Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию церковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятельности церкви с помощью законов. Распространились светские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы. Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.

Источник: История России в вопросах и ответах. Курс лекций

Еще по теме